В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

 

О поездке на выходные (5, 6, 7 апреля 2013 года) в город Клин Московской области

Часть 2

    Итак, вечером 5 апреля 2013 года (в пятницу) я приехала в Клин по железной дороге с тем, чтобы провести здесь два дня, знакомясь с местными достопримечательностями. Какая же отвратительная выдалась погода! Шел сильный дождь. Улицы города напоминала каток в период таяния снега (было мокро и очень скользко). На миг я пожалела о том, что в последний момент не отменила поездку из-за неблагоприятных погодных условий.
    Двигаясь с сумкой по платформе № 3 железнодорожной станции Клин в сторону моста, я увидела первую достопримечательность города – бюст П. И. Чайковского. Он установлен рядом с мостом, между платформами № 3 и № 4. Сфотографировать достопримечательность я, конечно, не смогла. Обязательно обратите внимание на бюст великого композитора. Он был создан знаменитым скульптором В. И. Мухиной (автором известного всем памятника «Рабочий и колхозница»).
    Поднявшись на железнодорожный мост, я осмотрела здание железнодорожного вокзала середины ХIХ века. Это строение похоже на здание железнодорожного вокзала в городе Твери (являющемся областным центром). Почему же в уездном Клину было построено здание с губернским размахом? Это можно объяснить одной из следующих причин:
    - либо здание по ошибке было построено по проекту вокзала для губернского города;
    - либо клинские купцы подкупили строителей, желая, чтобы в Клину был солидный вокзал, повышающий престиж города.
    Оказавшись на привокзальной площади Клина, я отметила сходство этого города с Александровом Владимирской области. На привокзальной площади меня уже ожидало заранее заказанное такси, доставившее меня в гостиницу «ВиП». Проезжая по улицам города, я еще более убедилась в том, что Клин чем-то похож на Александров.
    Наскоро разместившись в гостинице, я попыталась совершить прогулку по городу (чтобы осмотреться, в какой точке Клина я нахожусь). Однако вскоре мне стало ясно, что надо возвращаться в гостиницу. Погода совсем не располагала к пешеходным прогулкам. С мокрыми ногами, в мокрой верхней одежде я пришла в свой номер (хорошо, что он превосходно отапливался, и мои одежда и обувь быстро высохли). В этот вечер я поняла, что не смогу на следующий день посетить территорию бывшей усадьбы «Демьяново» ХVIII века (как планировала ранее).
    Прежде чем я перейду к описанию знакомства с достопримечательностями города, состоявшегося 6, 7 апреля 2013 года, вкратце остановлюсь на истории Клина.

    Об истории Клина.
   
Клин был впервые упомянут в летописи в 1317 году.
    В ХIV веке он входил в состав великого княжества Тверского и служил пунктом защиты его границ. На крутом холме, где река Сестра делает клинообразную излучину, стояла небольшая деревянная крепость (сейчас здесь проходит улица Папивина). Клин неоднократно подвергался нападениям русских князей и набегам татар. Особенно сильно город пострадал от набега татар в начале ХV века (тогда же была разрушена клинская крепость).
    В конце ХV века Клин вместе с Тверским княжеством вошел в состав великого княжества Московского (прекратившего существование в 1547 году в связи с образованием Российского государства).
    Находясь в составе Московского княжества, город стал терять военно-стратегическое значение.
    После основания Санкт-Петербурга Клин оказался на пути Москва – Санкт-Петербург. В связи с этим в 1702 году Петр I учредил здесь «почтовый ям» и обязал жителей города нести ямскую повинность. Так Клин на долгие годы стал городом ямщиков.
    Со второй половины ХVIII века по начало ХХ века Клин был уездным городом Московской губернии.
    Во время Отечественной войны 1812 года крупных сражений здесь не происходило (действовали только партизанские отряды).
    В середине ХIХ века через Клин прошла железная дорога (было построено красивое здание железнодорожного вокзала).
    До советских времен в черте города находилась «пересыльная тюрьма», предназначавшаяся для временного содержания каторжников на пути следования к пункту отбывания наказания (при клинской тюрьме в начале ХХ века был построен храм святителя Тихона, расположенный по адресу: ул. Тихая, д. 7 – его я НЕ УПОМЯНУЛА в разделе «Основные достопримечательности города Клина).
    К концу ХIХ века Клин превратился в промышленный город. В Клинском уезде работали Высоковская прядильно-ткацкая фабрика (крупнейшее предприятие, действующее и в настоящее время), лентоткацкая фабрика (продолжает работать и сейчас, выпускает, например, георгиевские ленточки), два стекольных завода, кирпичный завод.
    В годы Великой Отечественной войны город Клин, районный центр Московской области, был оккупирован немецкими войсками с 23 ноября по 15 декабря 1941 года.
    С клинской землей в разное время были связаны композиторы П. И. Чайковский, С. И. Танеев (гостил у брата в усадьбе «Демьяново»), писатели А. П. Гайдар, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин (провел здесь детские годы), ученый-химик Д. И. Менделеев, поэт А. А. Блок, скульптор В. И. Мухина (проживавшая и работавшая в 1920-х годах в д. Борисово Клинского района) и др.

    Утром 6 апреля 2013 года я отправилась знакомиться с Клином и его основными достопримечательностями. В этот день я с экскурсионным обслуживанием посетила три музея:
    - дом-музей П. И. Чайковского;
    - дом-музей А. П. Гайдара;
    - музей елочной игрушки «Клинское подворье».
    Кроме того, в перерыве между посещениями музеев и по окончании всех экскурсионных программ я осмотрела памятники архитектуры в центре города и в его южной части.

    Первым объектом, которому я уделила внимание 6 апреля 2013 года, конечно, стал Государственный дом-музей П. И. Чайковского (адрес: ул. Чайковского, д. 48; телефоны: 8-49624-5-81-96, 8-49624-2-10-50, 8-49624-2-12-94; часы работы – с 10.00 до 18.00, кроме среды, четверга и последней пятницы месяца).
    К нему я подъехала на такси. Обращаю ваше внимание, что вход на территорию музея осуществляется только через современное здание концертного зала (т. е. со стороны Ленинградского шоссе).
    Посещать этот музей лучше с экскурсией. Экскурсия длится примерно 1 час 15 мин. Я позаботилась об этом заранее (предварительно заказав экскурсию по телефону музея). Стоимость посещения этого музея с индивидуальным экскурсионным обслуживанием составляет ориентировочно 1050 руб. Экскурсионное обслуживание включает в себя знакомство с домиком Чайковского (в котором располагается основная экспозиция), гостевым флигелем (в котором размещается выставка, посвященная композитору С. И. Танееву), прослушивание одного из произведений П. И. ЧайкоКлин, в парке музея П.И.Чайковскоговского в комнате концертного зала. Прогулка по парку и показ сохранившихся хозяйственных построек в экскурсионную программу не входят.
    Конечно, приезжать сюда лучше в летний период. Тогда музейный парк украшают цветы, которые росли при Петре Ильиче Чайковском (любимые цветы композитора – ландыши). К тому же, имеется возможнКлин, памятник П. И. Чайковскому 2006 годаость прогуляться по всему парку (в зимнее время большинство дорожек не расчищается).

    В 2006 году в парке при музее композитора был открыт памятник П. И. Чайковскому (его автор – московский скульптор А. Рожников). Этот памятник мне очень понравился. Скульптор запечатлел великого композитора сидящим на скамье и читающим партитуру.

    Прежде чем я начну рассказ об основной экспозиции музея, вкратце изложу биографию П. И. Чайковского. Я хорошо знаю все его оперы, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», большинство романсов, некоторые симфонии (т. к. очень давно увлекаюсь классической музыкой). Это замечательный композитор! Помню, как более 20 лет назад я впервые пришла на оперу. Шел спектакль «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (продолжительность этой оперы с двумя антрактами составляет около 3 часов). Я решила уйти сразу после исполнения сцены письма Татьяны. Не тут-то было! Мне так понравилась музыка, что я на одном дыхании прослушала всю оперу. Со временем я познакомилась с другими сочинениями этого композитора, а также с произведениями других композиторов-классиков. Сейчас П. И. Чайковский – один из самых моих любимых композиторов.

    П. И. Чайковский (1840–1893) родился в Воткинске Вятской губернии в семье горного инженера И. П. Чайковского и его второй жены – А. А. Чайковской (урожденной Ассиер). У Ильи Петровича было 7 детей: Зинаида (от первого брака), Николай, Петр, Александра (в замужестве Давыдова), Ипполит и близнецы Анатолий и Модест.
    В 4 года Петр начал обучаться музыке.
    Когда будущему композитору исполнилось 8 лет, семья Чайковских ненадолго переехала сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Вскоре Чайковские обосновались на Урале, в Алапаевске.
    В 10 лет родители отправили Петра Чайковского на обучение в петербургское училище правоведения (спустя два года на жительство в Петербург переехала вся семья мальчика). Вскоре, в 1854 году, умерла от холеры мать Петра – Александра Андреевна Чайковская.
    В Петербурге Чайковский стал серьезно заниматься музыкой. Так, в течение нескольких лет он брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера (который не обнаружил у ученика музыкальной одаренности).
    По окончании училища правоведения П. И. Чайковский поступил на службу в Министерство юстиции.
    В 1862 году Петр Ильич был зачислен в Петербургскую консерваторию. Он бросил службу в Министерстве юстиции и полностью посвятил себя музыке.
    По окончании Петербургской консерватории в 1866 году Чайковский стал профессором Московской консерватории (любимым учеником Петра Ильича был С. И. Танеев).
    Вскоре Петр Ильич Чайковский знакомится с французской оперной певицей Дезире Арто. Молодые люди решают обвенчаться. Однако Дезире неожиданно выходит замуж за другого.
    В Москве П. И. Чайковский, наряду с преподавательской деятельностью, осуществляет активную творческую деятельность. Именно в Москве было впервые исполнено и издано более половины творческого наследия композитора.
    В 1876 году начинается переписка П. И. Чайковского с богатой вдовой, меценаткой, большой почитательницей музыки Надеждой Филаретовной фон Мекк (урожденной Фроловской). Чайковский и фон Мекк никогда не встречались, т. к. сразу отказались от личных контактов, они общались только с помощью писем. Узнав о материальных трудностях 36-летнего П. И. Чайковского, Н. Ф. фон Мекк заказала композитору несколько музыкальных работ и щедро оплатила их. Она бескорыстно возложила на себя обязанность по оказанию материальной помощи композитору и добросовестно исполняла ее на протяжении 14 лет. Столько же лет длилась теплая дружеская переписка этих необыкновенных людей, хорошо понимавших друг друга. Осенью 1890 года переписка Чайковского и фон Мекк внезапно оборвалась по инициативе Надежды Филаретовны, перечисление денежных средств композитору прекратилось. Есть основания предполагать, что это было связано с резким ухудшением материального положения и состояния здоровья фон Мекк (к слову, Надежда Филаретовна пережила композитора всего на три месяца).
    Материальная поддержка со стороны Н. Ф. фон Мекк позволила П. И. Чайковскому уйти со службы в Московской консерватории и всецело предаться любимому делу – созданию музыкальных произведений.
    В 1877 году П. И. Чайковский женился на А. И. Милюковой. Однако брак оказался несчастливым. Вскоре Петр Ильич навсегда покинул свою жену.
    В 1880-х годах композитор много гастролировал по городам Европы, выступая в качестве дирижера.
Домик в Клину, в котором с 1892 по 1893 годы жил П. И. Чайковский    5 мая 1892 года Чайковский поселился в доме на окраине Клина, где сейчас располагается музей композитора. Петр Ильич провел здесь последние 1,5 года своей жизни. В то время дом принадлежал купцу Сахарову (после смерти композитора он был выкуплен родственниками Петра Ильича для создания в нем музея П. И. Чайковского).
    В Клину П. И. Чайковскому очень хорошо работалось. На клинской земле композитор написал оперы «Чародейка», «Черевички», «Пиковая дама», «Иоланта», создал балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», сочинил Симфонию № 6 под названием «Патетическая».
    Именно отсюда в октябре 1893 года П. И. Чайковский уехал на свои последние гастроли в Петербург. Там он дирижировал первым исполнением своей Шестой симфонии. В Петербурге Петр Ильич заболел холерой и скончался в ночь с 5 на 6 ноября 1893 года в возрасте 53 лет.

    Основная экспозиция музея размещается в мемориальном доме П. И. Чайковского. Следует отметить, что при композиторе дом не имел пристройки (она была сделана родственниками П. И. Чайковского для того, чтобы они могли жить при доме в качестве хранителей музея и не нарушать вид комнат композитора).
    Обращаю ваше внимание, что дом-музей П. И. Чайковского – это один из немногих музеев, в котором почти полностью сохранились обстановка, окружавшая композитора, и его вещи.
    У входа в дом нас встречает табличка с надписью: «Дома нет. Просят не звонить». Она сохранилась с 1890-х годов. Петр Ильич был стеснительным человеком. Он не любил устраивать приемы, общаться с малознакомыми людьми. Над музыкальными произведениями композитор предпочитал работать в одиночестве. При этом его никто не должен был беспокоить. Поэтому иногда такая табличка появлялась на входной двери даже тогда, когда Петр Ильич был дома.
    Первая комната, в которую приглашает экскурсовод, – комната слуги П. И. Чайковского – А. И. Софронова. Сейчас здесь размещается выставка предметов, подаренных Петру Ильичу Чайковскому (в т. ч. дирижерская палочка, некогда принадлежавшая Шуману; приборы с наименованиями произведений П. И. Чайковского).
    На стене – большой портрет П. И. Чайковского. Так композитор выглядел в последний год жизни.
    По большой парадной лестнице поднимаемся на второй этаж. Мы попадаем в прихожую. Здесь располагаются платяной шкаф, дорожные сундуки.
    С сундуками композитор гастролировал по городам России и зарубежным странам, выступая в качестве дирижера.
    После поездок Петр Ильич с радостью возвращался в этот дом.
    Чайковский был сентиментальным человеком. Он очень любил свою родину. В детстве его патриотизм выразился следующим образом. Петр расцеловал на карте те места, где были указаны города России.
    Из прихожей переходим в кабинет-гостиную (одну из двух комнат, находившихся в распоряжении композитора). Здесь Петр Ильич работал (писал письма), принимал гостей.
Центральное место в кабинете-гостиной занимает рояль фирмы «Беккер», поставленный Чайковскому этой петербургской фирмой в 1885 году. Рояль находится в рабочем состоянии. В дни памяти Чайковского на нем играют современные музыканты.
    В кабинете, как и в выставочном зале, представлены предметы, подаренные П. И.Чайковскому: статуэтка «Поющий петух», миниатюрные черевички, статуя Свободы, полное собрание сочинений Моцарта (Моцарт был самым любимым композитором П. И. Чайковского).
    Из этой комнаты есть выход на балкон. В летнее время в утренние часы Петр Ильич пил на балконе чай, просматривал почту.
    В Клину П. И. Чайковский строго соблюдал установленный им режим дня. Распорядок дня композитора был подробно описан братом композитора М. И. Чайковским: «Петр Ильич вставал между семью и восемью часами… После чая и чтения делалась прогулка, длившаяся не более трех четвертей часа. Беседа за утренним чаем и утренняя прогулка в обществе гостя всегда означали, что Петр Ильич не будет сочинять в эти дни, а инструментовать, писать письма, делать корректуры. Занятый сочинением нового произведения, он не выносил в клинской жизни не только утром, но и в течение дня никакого общества…
    Время от десяти с половиной до часу дня Петр Ильич не уступал никому и … или сочинял, или оркестровал, или корректировал, или писал письма…
    После обеда он шел гулять, какова бы ни была погода. Одиночество во время прогулок для него так же было необходимо, как в часы занятий… Прогулка большею частью была временем сочинения. Зародыши главных мыслей, обдумывание скелета произведения, записывание основных тем происходило во время ее».

Далее - Часть 3