История Клина
Клин - один из древнейших городов
Подмосковья, лежащий на старинном
тракте, ведшем от Москвы к
Новгороду, а потом - и к
Петербургу. Место на реке Сестре
(древнее название - Сестрия) было
занято крепостью еще до 1317г. -
времени первого упоминания о
крепости под названием Клин в
дошедшем до наших дней памятнике -
Никоновской летописи (по другим
источникам, первое упоминание о
Клине относится к 1234г., но все же
первая дата более достоверна). В
период феодальной раздробленности
Клин входил во Владимиро-Суздальское
княжество, в середине XIIIв., когда
обрело самостоятельность Тверское
княжество, крепость отошла к нему и
служила одним из оборонительных
постов на границе с княжеством
Московским. В 1482г. Клин в составе
всего Тверского княжества был
присоединен к московским владениям.
В 1572 году город «с волостями и
селами и со всеми пошлинами» был
завещан Иваном Грозным сыну Ивану.
Крепостные укрепления Клина сохранялись до конца XVIIIв. -
высокие, высотой в 4,2 метра
земляные валы на холме в излучине
реки Сестры.
Постепенно с укреплением власти Москвы Клин утратил свое
значение как военная крепость, и
стал развиваться как торговый и
ремесленный центр. Этому
способствовало его географическое
положение. Строительство Петербурга
только дало городу новый стимул
экономического роста. Планировка
Клина все заметнее подчинялась
тракту, вокруг которого и шла
основная городская жизнь: жители
снабжали проезжающих всем
необходимым, от конской сбруи до
провизии. В 1702г. по указу Петра I
в Клину был учрежден почтовый ям.
Первое его здание было деревянным, с
конным двором всего на 20 лошадей.
Позднее небольшая станция
превратилась в почтовый двор
(Советская пл., 1/2).
В 1781г. Клин становится уездным
городом Московской губернии, а через
три года утверждается генеральный
план его застройки. Основой плана
послужили две дороги, проходящие
через Клин, - Московская и
Дмитровская; на их пересечении была
построена центральная площадь, до
революции носившая название
Долгоруковской, а потом - Почтовой,
по построенному здесь на рубеже
XVIII и XIX вв. каменному почтовому
двору. После революции она была
переименована в Советскую.
Согласно плану, город был разбит на кварталы: дворянский,
купеческий, разночинский,
церковнослужителей, мещанский и
солдатский. В начале XIXв.
центральная часть Клина оформляется
каменными строениями: возводится
соборный комплекс, ряд
административных зданий. Жилая
застройка по большей части остается
деревянной - до 1885г., когда ее
практически всю уничтожил большой
пожар.
В середине XIXв. через Клин была протянута железная дорога из
Москвы в Петербург, подорвавшая
ямской промысел в городе и
ориентированную на него местную
торговую жизнь. Однако она же и дала
толчок новому развитию
промышленности в уезде. В 1844-51гг.
строится железнодорожный вокзал по
проекту Р.А.Желязевича, которому
принадлежит такой же вокзал в
Любани.
С XVIIIв. Клин был городом с сильно развитой торговлей.
«Торговля и промыслы Клинского
купечества, - отмечали современники
тех лет, - состоят в продаже в рядах
товаров, как-то: бумажных и шелковых
платков, кумачей, китаек, шелку,
бумаги, лент, всевозможной обуви.
Торговля велась также виноградными
винами, чаем, говядиной, солониной,
рыбой. Все эти товары получали в
основном из Москвы». Центром
клинской торговли были Торговые ряды
на центральной площади.
В конце XVIII века Клин получил собственный герб с
изображением почтаря, скачущего на
коне и трубящего в рожок, на зеленом
поле.
Развитие промышленности в России отражается и на клинском
предпринимательстве: в 1810г.
основан
кожевенный
завод Скоковых. В 1836г. купец
А.М.Монахов создает
картофельно-паточное производство, а
в 1840г. - пряничное заведение, в
1861г. Д.М.Монахов организовывает
кондитерскую фабрику, существовавшую
до 1917г. Однако большая часть
промышленных заведений открывалось
не в самом Клину, а в его
окрестностях: Высоковске,
Спас-Нудоли, Спас-Коркодине,
Солнечной горе.
Вплоть до начала ХХв. Клин продолжал оставаться небольшим
уездным городом, с всего одной
больницей на 40 мест, пятью школами,
в которых обучалось около 700 детей.
С Клином связаны имена многих
известных людей. В первую очередь
история Клинской земли связана с
именем знаменитого композитора Петра
Ильича Чайковского, проведшего в
окрестных усадьбах немало времени и
создавшего здесь такие свои шедевры,
как симфония "Манфред", оперы
"Чародейка", "Иоланта" и частично
"Пиковая дама", увертюра-фантазия
"Гамлет", Пятая и Шестая симфонии,
балеты "Спящая красавица" и
"Щелкунчик". После смерти
композитора его брат, Модест
Чайковский, основал в Клину
дом-музей, посвященный его памяти.
Также в 1939-1941 годах в Клину жил и работал писатель
Аркадий Гайдар, в 1920-х годах сюда
приезжал американский писатель Джон
Рид. В деревне Борисово, недалеко от
Клина, в 1919-1929 годах жила и
работала известный скульптор Вера
Мухина.
После революции Клин пришел в существенный упадок: часть
фабрик и заводов закрылась, рабочих
мест не было, люди стали
разъезжаться. Времена НЭПа вернули
Клину немало промышленных
предприятий, усилившихся в 1930-е
годы.
Сильно пострадал город во время Великой Отечественной войны.
23 ноября 1941 года после двух дней
боев Клин был взят фашистами; в
городе было разрушено около 250
домов, а в музее Чайковского немцы
устроили казарму и гараж.
Контрнаступление советских войск,
погнавших фашистов от Москвы,
началось 6 декабря 1941 года, и уже
15 декабря город был освобожден. В
1942 году многое из разрушенного и
испорченного фашистами было
восстановлено, в том числе и музей
Чайковского.
В послевоенные годы Клин развивался как промышленный город. В
нем работали такие крупные
предприятия, снабжавшие своей
продукцией всю страну, как завод «Лаборприбор»,
объединенный комбинат «Химволокно»,
завод «Медстекло». Сегодня Клин
продолжает держать марку
промышленного города. В первую
очередь он известен всей стране
благодаря пивзаводу, выпускающему
пиво «Клинское», и мясокомбинату.
Также в последние годы благодаря
открывшемуся в Клину музею елочной
игрушки сюда не прекращается поток
экскурсантов, желающих посмотреть на
процесс производства новогодних
украшений, познакомиться с их
историей и приобрести что-нибудь для
собственной елки.
|