В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

 

О поездке на выходные (5, 6, 7 апреля 2013 года) в город Клин Московской области

Часть 3

    На стенах кабинета вывешено множество фотографий людей, близких композитору (наличие большого количества фотографий является отличительной особенностью интерьеров всех гостиных конца ХIХ – начала ХХ веков). Так, здесь можно увидеть фотографии:
    - Н. Ф. фон Мекк, друга Чайковского, большой почитательницы его таланта;
    - Н. Г. Рубинштейна, директора Московской консерватории;
    - И. П. Чайковского, отца композитора;
    - А. А. Чайковской, матери П. И. Чайковского;
    - А. И. Давыдовой, сестры композитора (считается, что А. И. Давыдова и А. А. Чайковская были самыми любыми женщинами Петра Ильича);
    - В. Л. Давыдова, любимого племянника П. И. Чайковского (именно для него композитор написал свой «Детский альбом»);
    - Дезире Арто, французской певицы, несостоявшейся жены П. И. Чайковского.
    Особого внимания заслуживает мебель – книжные шкафы с книгами, нотами, дубовый письменный стол с двумя полутумбами.
П. И. Чайковский очень любил читать, увлекался историей. В детстве он хорошо писал стихи. Библиотека композитора свидетельствует о разнообразии интересов композитора. Так, в книжных шкафах располагаются книги Пушкина (самого любимого поэта Чайковского), Гоголя, Л. Толстого, Чехова, сочинения Герцена, Радищева, книги по истории, искусству, естествознанию и т. д.
    На письменном столе можно увидеть различные письменные принадлежности, небольшую фотографию Н. Ф. фон Мекк с дочерью. За этим столом П. И. Чайковский писал письма своим многочисленным адресатам. Над музыкальными произведениями композитор работал за столом, находящимся в спальне.
    Спальня – еще одна комната, занимаемая великим композитором.
    Именно здесь, за столом, расположенным у окна (из которого открывается вид на сад), П. И. Чайковский осуществлял работу над музыкальными произведениями. В Клину Петр Ильич от первой и до последней ноты написал Шестую симфонию («Патетическую»). Ее первое исполнение в Петербурге в октябре 1893 года стало последним выступлением Чайковского-дирижера. На столе лежат копии листов с рукописью этого произведения.
    Петр Ильич очень много и интенсивно работал. Он считал, что «вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
    Рядом со столом стоит шкаф с книгами на французском, немецком, итальянском, чешском, латинском, английском языках. Именно этими языками в той или иной степени владел П. И. Чайковский.
    В спальне также располагаются металлическая кровать композитора, туалетный столик с зеркалом в дубовой резной раме.
    Здесь же, на втором этаже, находились две комнаты для гостей (одна из которых после смерти композитора стала спальней М. И. Чайковского).
    Комнаты второго этажа пристройки представлены кабинетом М. И. Чайковского, комнатой В. Л. Давыдова. Убранство этих помещений существенно отличается от интерьеров комнат, занимаемых композитором (они выглядят богаче).
    Модест Ильич Чайковский – младший брат композитора, юрист, драматург, либреттист, переводчик, основатель этого музея. Он написал книгу «Жизнь Петра Ильича Чайковского» (в трех томах), либретто для опер П. И. Чайковского «Пиковая дама», «Иоланта».
Владимир Львович Давыдов – любимый племянник П. И. Чайковского. Именно он, внеся определенную сумму денег, помог М. И. Чайковскому выкупить клинский дом для создания в нем музея.
    По узкой лестнице, сделанной в 1890-х годах, спускаемся в коридор нижнего этажа.
    В этой части дома располагаются маленькая кухня, столовая (в которой обедал П. И. Чайковский, завтракал и ужинал он наверху), кабинет Ипполита Ильича Чайковского (среднего брата композитора, морского офицера, ученого секретаря этого музея).

    После посещения дома-музея П. И. Чайковского я на маршрутке доехала до центра города – Советской площади. Там я пообедала в ресторане «Русский клуб», расположенном по адресу: Советская площадь, д. 20 (в Торговых рядах). Об этом ресторане я писала в начале (в разделе «О питании»).
    После обеда я осмотрела объекты, находящиеся в самом центре города.

Клин, Торговые ряды 1880-х годов  Клин, арка, объединяющая здания Торговых рядов  Торговые ряды (Советская площадь) были построены по проекту московского архитектора С. К. Родионова в 1880-х годах.
    Они состоят из двухэтажных П-образных зданий. С наружной стороны эти здания объединены декоративной аркой с киотом. В нем находится икона Николая Чудотворца.
    Присмотритесь внимательно к изображению Торговых рядов. Не кажется ли вам, что это новодел? Вот и я так подумала. Но в краеведческом музее пояснили, что такой вид Торговые ряды приобрели после реставрации (для возвращения зданиям первоначального вида потребовались бы очень большие затраты).

Клин, здание женской гимназии начала ХХ века    Двухэтажное здание женской гимназии начала ХХ века (ул. Папивина, д. 1/18, напротив Торговых рядов) было возведено в стиле модерн. Оно представляет собой постройку из красного кирпича, украшенную декоративными элементами стрельчатой формы.
    В начале ХХ века на первом этаже здания размещалась городская управа, на втором этаже – учебные классы гимназии.
    Сейчас в этом здании занимаются студенты Международного института экономики и права.
Клин, главный дом почтового двора ХVIII века
    Почтовый двор конца ХVIII века (Советская площадь, д. 1) включает в себя двухэтажное здание главного дома и два одноэтажных флигеля. Эти постройки выполнены в голубом цвете.
    Почтовый двор был построен в стиле классицизма под руководством архитектора С. А. Карина по «образцовому» проекту архитектора Н. А. Львова.
    На почтовом дворе останавливался писатель А. Н. Радищев (автор известной книги «Путешествие из Петербурга в Москву»). Здесь неоднократно бывал композитор П. И. Чайковский.

Клин, здание аптеки ХIХ века    Здание первой аптеки, относящееся к ХIХ веку (Советская площадь, д. 11) представляет собой двухэтажную постройку розового цвета, украшенную декоративными элементами белого цвета.
    Раньше эта постройка принадлежала купцу В. Г. Орлову. На первом этаже размещалась аптека, на втором этаже располагались жилые помещения.
    В ХIХ веке аптеку посещал П. И. Чайковский.
    Интересно то, что сейчас часть этого здания тоже занимает аптека.Клин, скульптура «Девочка-грибница», являющаяся копией оригинала ХIХ века

    Фонтан на углу Торговых рядов со скульптурой «Девочка-грибница». Автор «Девочки-грибницы» – скульптор Ф. Ф. Каменский. Подлинник чугунной скульптуры Каменского ХIХ века выставлен в краеведческом музее. Здесь размещается копия «Девочки-грибницы»
    Считается, что девочка-грибница является символом города. Действительно, в ХIХ веке на клинской земле росло много грибов. Кстати, азартным грибником был П. И. Чайковский. Он хорошо знал в Клину все грибные места и никому их не показывал.

    Центральное место на Советской площади занимает Соборный комплекс ХVIII–ХIХ веков.
    Он включает в себя:
- Троицкий собор первой половины ХIХ века;
- Воскресенскую церковь 1712 года;
- колокольню середины ХVIII века;
- гостиницу середины ХIХ века.
    Эти постройки находятся в состоянии, требующем восстановительных работ. Я была удивлена, увидев в центре города среди аккуратных зданий комплекс утративших прежний облик культовых построек.
Клин, Троицкий собор первой половины ХIХ века (вид со стороны открытой площади)    Когда-то Троицкий собор представлял собой величественный пятиглавый храм, украшенный портиками. Его макет представлен в клинском краеведческом музее.Клин, Воскресенская церковь 1712 года
    В советское время в этом здании размещалась столовая. Во время Великой Отечественной войны строение пострадало от бомбежки. Его долго не восстанавливали. Во второй половине ХХ века здание Троицкого собора перестроили и превратили во Дворец культуры.
    Сейчас начаты работы по возвращению Троицкому собору его прежнего вида.

    Воскресенская церковь 1712 года была построена в «нарышкинском» стиле и представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный одной главой.
Клин, колокольня середины ХVIII века
    Колокольня середины ХVIII века представляет собой трехъярусное столпообразное сооружение с шатровым завершением.

Клин, памятник П. И. Чайковскому 1995 года
    Памятник П. И. Чайковскому 1995 года установлен за Торговыми рядами, со стороны входа в Троицкий собор. Этот памятник был изготовлен из бронзы скульптором Х. Б. Геворкяном.
    От памятника композитору начинается небольшой сквер. Представляю, как красиво здесь летом! Около памятника Петру Ильичу высаживают цветы, а напротив него работает фонтан.


Клин, магазин под часами    Здание магазина под часами, построенное в ХIХ веке (ул. Ленина, д. 12, на пересечении улиц Ленина и Литейной) представляет собой двухэтажную постройку желто-красного цвета, украшенную наличниками белого цвета. Над ним возвышается башенка с городскими часами (которые появились в 1936 году).
    В ХIХ веке это здание выполняло функцию жилого дома, на первом этаже которого размещались трактир, чайная. В начале 1930-х годов его приспособили под универмаг Торгсина.
    После установки часов город обрел еще одну достопримечательность – магазин под часами.


    Осмотрев расположенные в непосредственной близости друг от друга достопримечательности центральной части города, я пешком по улице Ленина отправилась в Дом-музей А. П. Гайдара. Он расположен по адресу: ул. Гайдара, д. 17; телефон: 8-49624-2-42-15; часы работы – с 10.00 до 17.00, кроме понедельника, вторника и последней пятницы месяца, обед – с 13.00 до 14.00.
    Этот объект я намеревалась посетить с экскурсионным обслуживанием. Заранее на экскурсию записываться не стала, т. к. по телефону музея выяснила, что 6 апреля можно будет прослушать экскурсию, если придти (на выбор) в 13.00, 14.00, 15.00, 16.00 часов. При этом в 13.00, 14.00, 16.00 часов будет осуществлено индивидуальное обслуживание, а в 15.00 – обслуживание вместе с группой.
    Я посетила музей Гайдара с индивидуальным экскурсионным обслуживанием. Стоимость такого обслуживания обошлась мне в 150 руб. Экскурсия длилась чуть более часа.
    Считаю, что мне повезло с экскурсоводом. Это была молодая девушка по имени Наталья Владимировна. Она очень последовательно, четко и содержательно рассказала о жизни и творчестве А. П. Гайдара и связанных с ним людях, увязав рассказ с показом музейных экспонатов.
    Сразу отмечу, что экспозиция музея небольшая (она располагается в двух залах) и небогатая. Ее основу составляют фотографии, книги, документы. Впрочем, в половине первой комнаты, занимаемой Гайдаром, можно увидеть обстановку, окружавшую писателя. Она представлена кроватью и др. предметами, переданными второй женой Гайдара – Дорой Матвеевной Гайдар (урожденной Чернышевой). Во второй комнате (в литературной гостиной) находится пишущая машинка, на которой печатали рукописи произведений А. П. Гайдара.
Клин, вид на Дом-музей А. П. Гайдара    В маленьком доме, где сейчас находится музей Гайдара, писатель провел три последних года жизни – с 1938 по 1941 годы. «Домик-крошечка, в три окошечка», – так ласково называл этот дом Аркадий Петрович.
    Период жизни писателя, связанный с Клином, был очень плодотворным. Здесь были написаны страницы его детских произведений «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Дым в лесу».
    Гайдар очень любил детей и много с ними общался. Аркадию Петровичу нравилось доставлять ребятам радость. Однажды писатель отправился с ватагой ребят в клинские Торговые ряды. Там продавалось «именное» мороженое. Гайдар купил каждому маленькому человеку по мороженому, надпись на котором соответствовала имени ребенка. Конечно, дети остались довольны лакомством.
    Запланировав посещение Дома-музея А. П. Гайдара, обязательно прочитайте хотя бы несколько произведений писателя (например, «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Военная тайна», «Тимур и его команда»). Вы получите удовольствие и настроитесь на соответствующий лад. Как просто и искренне пишет Гайдар о сложных проблемах нравственного воспитания, о помощи детей взрослым, о строительстве новой жизни. Вместе с тем, ему присуще высокое художественное мастерство. Вот почему невольно устремляешься вслед за его героями, начинаешь им сопереживать!

    Аркадий Петрович Голиков (настоящая фамилия будущего писателя) родился 22 января 1904 года в городе Льгове Курской области. Он был сыном потомственного крестьянина Петра Исидоровича Голикова и его жены, дворянки Натальи Аркадьевны Голиковой (урожденной Сальниковой). Причем, Наталья Аркадьевна вышла замуж за Петра Исидоровича без согласия отца (матери она лишилась в детстве).
    В Льгове родители Аркадия учительствовали в начальной земской школе.
    Супруги Голиковы оказывали помощь социал-демократам (прятали нелегальную литературу и т. д.).
    У Голиковых было четверо детей: Аркадий, Наталья, Ольга, Екатерина.
    В 1912 году семья обосновалась в городе Арзамасе Нижегородской губернии (здесь Наталья Аркадьевна освоила профессию фельдшера).
    В сентябре 1914 года Аркадий поступил в Арзамасское реальное училище (где проучился 4,5 года). Незадолго до этого началась Первая мировая война. Солдатом ушел на фронт отец Аркадия – Петр Исидорович Голиков.
    Представляет интерес письмо, написанное 13-летним Аркадием на фронт отцу: «Милый, дорогой папочка! Пиши мне, пожалуйста, ответы на вопросы:
    1. Что думают солдаты о войне? Правда ли, говорят они так, что будут наступать лишь только в том случае, если сначала выставят на передний фронт тыловую буржуазию и когда им объяснят, за что они воюют?
    2. Не подорвана ли у вас дисциплина?
    3. Какое у вас, у солдат, отношение к большевикам и Ленину? Меня ужасно интересуют эти вопросы…
    4. Что солдаты, не хотят ли они сепаратного мира?
    5. Среди состава ваших офицеров какая партия преобладает? И как вообще они смотрят на текущие события?.. Неужели – «Война до победного конца», как кричат буржуи, или «Мир без аннексий и контрибуций»?..
    Пиши мне на все ответы, как взрослому, а не как малютке».

Далее - Часть 4