|
Иконостас. Архитектурный
и православный словарь.
Иконостас — преграда,
отделяющая алтарь от остального пространства
храма. Представляет собой стену, «уставленную
иконами» (отсюда и название), лицевая сторона которой обращена
наружу, к молящимся.
Алтарь, знаменуя область пребывания Бога, нуждается в том,
чтобы быть скрытым от глаз предстоящих: человек может напрямую
общаться с Богом лишь в определенных случаях. На эту перегородку,
отделяющую алтарь от средней части храма, помещаются изображения
тех, кто составляет Небесную Церковь — Спасителя, Богородицы,
ангелов, святых; через них верующим открывается сущность
совершаемого в алтаре и во всей Церкви:
обожение через приобщение.
Иконы в иконостасе располагаются в несколько рядов, или
ярусов.
В центре нижнего (местного) ряда —
Царские врата, на которых помещены
изображения архангела Гавриила и Девы Марии (сцена Благовещения), а
также образы четырех евангелистов (иногда заменяются изображениями в
рост святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста).
Непосредственно над Царскими вратами находится сень с изображением
Евхаристии (Господь причащает апостолов), а в центре — небольшой
образ Спасителя или Св. Троицы. Выше него или параллельно ему по обе
стороны, как правило, располагаются изображения Страстей (Страданий)
Господних. В XVIII — XIX вв. над вратами стали помещать изображение
Тайной Вечери и образ Св. Духа в виде голубя (ныне икона «Тайная
Вечеря» чаще является центром второго праздничного ряда иконостаса).
Справа от них находится икона Спасителя (иногда — Св.
Троицы), далее — образ святого или священного события, в честь
которого освящен храм или придел. Слева от Царских врат
располагается икона Богоматери, а за ней, как и за храмовой иконой с
противоположной стороны, помещаются, насколько позволяет
пространство, изображения святых или священных событий, наиболее
чтимых в приходе. Три иконы — Спасителя, Богоматери и храмовая —
называются «местными», благодаря чему и возникло наименование всего
ряда. Помимо Царских врат, в местном ряду иконостаса имеются
боковые, или диаконские, двери — южная (ведет в
диаконник) и
северная (ведет в жертвенник); на них, как правило, помещаются
образы ангелов или святых. До XVIII в. там изображались евангельские
или другие назидательные события: лоно Авраама, видение ап. Павла,
сцены из Апокалипсиса, чудо св. Георгия о змие, притча о хромце и
слепце и др.
Во втором (праздничном) ряду иконостаса, находятся иконы
важнейших христианских (т. е. великих) праздников.
В центре третьего (деисусного) ряда помещен образ Спасителя
на троне, в царственном облачении и «в Силах» (т. е. среди ангелов).
Вместо «Спаса в Силах» в деисусном ряду может располагаться икона
«Спас на Престоле» (без ангелов) или «Спас Вседержитель» (Господь
Иисус в рост или поясно; правой рукой благословляет, в левой —
раскрытое Евангелие). Справа и слева от него — изображения
Богородицы и Иоанна Предтечи, оба в деисусном (т. е. молитвенном)
положении (см. Деисус). За Богоматерью и Иоанном Предтечей в ряд
располагаются образы апостолов, святителей, мучеников — святых
новозаветной Церкви, обращенных в молитве ко Христу (если же только
образы апостолов, этот ряд называют «апостольским»).
В центре четвертого (пророческого) ряда находится икона
Богородицы с Предвечным Младенцем («Знамение» или «Державная»); по
обе стороны от нее — ветхозаветные пророки, предвозвестившие о Ней и
о Спасителе, рожденном от Нее.
И, наконец, в пятом (праотеческом) ряду в центре помещается
изображение Новозаветной Троицы — икона «Отечество»: Бог Отец в
облике «Ветхого Деньми» (т.е. «Древнего Днями»), на коленях у
Которого восседает Сын Божий в виде Отрока Эммануила, и Св. Дух в
виде голубя. Вместо «Отечества» в центре пятого ряда может быть
помещена Ветхозаветная Троица. По сторонам располагаются изображения
Адама и других праотцев (предков Христа по плоти), со свитками
пророчеств о Троичности Божества. Русские богословы создали этот ряд
в XVI в. для защиты от Новгородской ереси, или Ереси жидовствующих;
в XVII в. он получил широкое распространение как полноценный
иконостасный ряд.
Иконостас увенчивается Распятием (только с XVI в.; до этого —
иконой «Спас Нерукотворный» или «Отечество»). Помимо вышеуказанных
пяти рядов, в иконостасе бывали и другие: Страстной (выше праотцев),
Херувимы с Серафимами.
Под местным рядом обычно располагаются изображения Креста,
растительные орнаменты, а в древности там изображались символические
животные, сцены из Ветхого Завета или языческие оракулы.
Высокий русский иконостас XIII — XVI вв. отражает, согласно
Л. А. Успенскому, историю Церкви Божией — сверху вниз: ветхозаветный
период — праотцы, пророки, затем — эпоха Нового Завета (искупление
Господом рода человеческого): праздники, новозаветные святые в
деисусе, И, наконец, в местном ряду, — Церковь живая и
здравствующая. Иконостас после XVII в., согласно Н. Троицкому,
олицетворяет союз любви Церкви Небесной — торжествующей (праотцы,
пророки, деисус) с Церковью земной — воинствующей (местный ряд),
ставший возможным благодаря любви Христа, искупившего род
человеческий Своей Кровью.
А Б В
Г Д Е
Ж З И
К Л М
Н О П
Р С Т
У Ф Х
Ц Ч Ш
Щ Э Ю
Я
|