В начало
 
 
  Наши города
  Маршруты
   
  Архитектурный словарь
  Полезная информация
Библиотека
   
   
   
   
 

Иконостас. Архитектурный и православный словарь.

 

   Иконостас — преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет собой стену, «уставленную иконами» (отсюда и название), лицевая сторона которой обращена наружу, к молящимся.
    Алтарь, знаменуя область пребывания Бога, нуждается в том, чтобы быть скрытым от глаз предстоящих: человек может напрямую общаться с Богом лишь в определенных случаях. На эту перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, помещаются изображения тех, кто составляет Небесную Церковь — Спасителя, Богородицы, ангелов, святых; через них верующим открывается сущность совершаемого в алтаре и во всей Церкви: обожение через приобщение.
    Иконы в иконостасе располагаются в несколько рядов, или ярусов.
    В центре нижнего (местного) рядаЦарские врата, на которых помещены изображения архангела Гавриила и Девы Марии (сцена Благовещения), а также образы четырех евангелистов (иногда заменяются изображениями в рост святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста). Непосредственно над Царскими вратами находится сень с изображением Евхаристии (Господь причащает апостолов), а в центре — небольшой образ Спасителя или Св. Троицы. Выше него или параллельно ему по обе стороны, как правило, располагаются изображения Страстей (Страданий) Господних. В XVIII — XIX вв. над вратами стали помещать изображение Тайной Вечери и образ Св. Духа в виде голубя (ныне икона «Тайная Вечеря» чаще является центром второго праздничного ряда иконостаса).
    Справа от них находится икона Спасителя (иногда — Св. Троицы), далее — образ святого или священного события, в честь которого освящен храм или придел. Слева от Царских врат располагается икона Богоматери, а за ней, как и за храмовой иконой с противоположной стороны, помещаются, насколько позволяет пространство, изображения святых или священных событий, наиболее чтимых в приходе. Три иконы — Спасителя, Богоматери и храмовая — называются «местными», благодаря чему и возникло наименование всего ряда. Помимо Царских врат, в местном ряду иконостаса имеются боковые, или диаконские, двери — южная (ведет в диаконник) и северная (ведет в жертвенник); на них, как правило, помещаются образы ангелов или святых. До XVIII в. там изображались евангельские или другие назидательные события: лоно Авраама, видение ап. Павла, сцены из Апокалипсиса, чудо св. Георгия о змие, притча о хромце и слепце и др.
    Во втором (праздничном) ряду иконостаса, находятся иконы важнейших христианских (т. е. великих) праздников.
    В центре третьего (деисусного) ряда помещен образ Спасителя на троне, в царственном облачении и «в Силах» (т. е. среди ангелов). Вместо «Спаса в Силах» в деисусном ряду может располагаться икона «Спас на Престоле» (без ангелов) или «Спас Вседержитель» (Господь Иисус в рост или поясно; правой рукой благословляет, в левой — раскрытое Евангелие). Справа и слева от него — изображения Богородицы и Иоанна Предтечи, оба в деисусном (т. е. молитвенном) положении (см. Деисус). За Богоматерью и Иоанном Предтечей в ряд располагаются образы апостолов, святителей, мучеников — святых новозаветной Церкви, обращенных в молитве ко Христу (если же только образы апостолов, этот ряд называют «апостольским»).
    В центре четвертого (пророческого) ряда находится икона Богородицы с Предвечным Младенцем («Знамение» или «Державная»); по обе стороны от нее — ветхозаветные пророки, предвозвестившие о Ней и о Спасителе, рожденном от Нее.
    И, наконец, в пятом (праотеческом) ряду в центре помещается изображение Новозаветной Троицы — икона «Отечество»: Бог Отец в облике «Ветхого Деньми» (т.е. «Древнего Днями»), на коленях у Которого восседает Сын Божий в виде Отрока Эммануила, и Св. Дух в виде голубя. Вместо «Отечества» в центре пятого ряда может быть помещена Ветхозаветная Троица. По сторонам располагаются изображения Адама и других праотцев (предков Христа по плоти), со свитками пророчеств о Троичности Божества. Русские богословы создали этот ряд в XVI в. для защиты от Новгородской ереси, или Ереси жидовствующих; в XVII в. он получил широкое распространение как полноценный иконостасный ряд.
    Иконостас увенчивается Распятием (только с XVI в.; до этого — иконой «Спас Нерукотворный» или «Отечество»). Помимо вышеуказанных пяти рядов, в иконостасе бывали и другие: Страстной (выше праотцев), Херувимы с Серафимами.
    Под местным рядом обычно располагаются изображения Креста, растительные орнаменты, а в древности там изображались символические животные, сцены из Ветхого Завета или языческие оракулы.
    Высокий русский иконостас XIII — XVI вв. отражает, согласно Л. А. Успенскому, историю Церкви Божией — сверху вниз: ветхозаветный период — праотцы, пророки, затем — эпоха Нового Завета (искупление Господом рода человеческого): праздники, новозаветные святые в деисусе, И, наконец, в местном ряду, — Церковь живая и здравствующая. Иконостас после XVII в., согласно Н. Троицкому, олицетворяет союз любви Церкви Небесной — торжествующей (праотцы, пророки, деисус) с Церковью земной — воинствующей (местный ряд), ставший возможным благодаря любви Христа, искупившего род человеческий Своей Кровью.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я